Сегодняшняя эпидемиологическая обстановка обусловленная COVID-19 и другими вирусными заболеваниями усложнила работу организаций здравоохранения.
Наряду с этой проблемой возникает и другая — утилизация медицинских отходов.
В этой статье мы поговорим о законодательной базе, созданной для регулирования вопроса переработки медицинских отходов и предотвращения распространения инфекций.
Медицинские отходы были отнесены к виду опасных Всемирной организацией здравоохранения еще в 70-х годах. Такие отходы должны перерабатываться специальными службами, что обуславливало необходимость создания подобных организаций.
В 90-х годах происходит классификация отходов по видам и создается закон на федеральном уровне, регулирующий вопросы производства и потребления отходов химической и биологической опасности (ФЗ-89).
В 2009 году отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) исключают из сферы правового регулирования ФЗ-89.
Сравнительный анализ нормативных документов, регулирующих экологическую и санитарно-эпидемиологическую, выявил некоторые проблемы и расхождения в отношении обращения с медицинскими отходами:
Согласно экологическому законодательству (ФЗ-89) под медицинскими отходами понимаются все отходы производства и потребления, то есть вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления или которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
Согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству (ФЗ-323) под медицинскими отходами понимают все виды отходов анатомического, патолого-анатомического, биохимического, микробиологического и физиологического происхождения в результате медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Согласно экологическому законодательству (ФЗ-7) и санитарно-эпидемиологическому законодательству (ФЗ-52) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Медицинские отходы (ФЗ-323) дополнительно подлежат учету.
При этом ранее было четко определено понятие отходов лечебно-профилактических в СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», но он в последствие был отменен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ в 2011 году.
Таким образом, возникает проблема определения медицинских отходов и соответственно требовательных норм по обращению с ними.
Не сформированное четкое законодательное регулирование в отношении медицинских отходов приводит к тому, что:
Утилизация и транспортировка отходов ЛПУ тема сложная и неоднозначная, но крайне необходимо обратить внимание на данную проблему. Статистика в отношении отходов ЛПУ говорит о том, что очень маленький процент соблюдают нормы по герметизации и утилизации отходов.
Например, использованные шприцы перерабатываются подобной методикой лишь некоторыми субъектами Российской Федерации, что составляет 4,4% от доли всех медицинских отходов.
Для решения данной проблемы потребуется доскональное изучение всех аспектов:
Совокупность ответов на возникшие вопросы и изучение международного опыта управления в этой сфере помогут разработать новую модель регулирования.